Гайд по обслуживанию и ремонту (и новым брендам)

Бренды ушли, а машины остались

 
В 2022 году зарубежные автопроизводители один за другим покинули Россию. В итоге продажи автомобилей за год упали почти в два раза, а средняя цена выросла на 19%. Разбираемся, кто ушел и какие последствия нас ждут.
 
Renault: бренд ушел, на заводе производят «Москвич», обслуживанием занимается АвтоВАЗ
Французский автопроизводитель ушел из России в мае, оставив свой завод и 100% его акций Правительству Москвы, а долю в АвтоВАЗе — ФГУП НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный институт) и «Ростеху». Активы передали в рамках опциона, с возможным выкупом через шесть лет. Однако это не касается доли в АвтоВАЗе.  
 
Гарантийным сервисом для владельцев Renault уже занялась дилерская сеть Lada, а в следующем году в ее состав войдет часть дилеров Renault. На российском заводе Renault начали собирать автомобили «Москвич» (в том числе электрокары), а первые машины уже поступили в дилерские центры. В ближайшем будущем планируют запустить производство машин для такси и шеринга — совместно с китайскими заводами.
 
Некоторые модели начали ввозить при помощи параллельного импорта. Например, в январе 2023 года в продажу поступил новый электрокар Renault Megane E-Tech EV60 по цене от 4,45 млн рублей. В Европе он стоит от 40 000 € (около 2,98 млн рублей).
 
Toyota и Lexus: производство остановлено, обслуживание продолжается
Японский автоконцерн полностью прекратил выпуск своих автомобилей в России, но останавливать техническое обслуживание пока не планирует. Под сервис перепрофилируют московский офис, который займется поддержкой дилерской сети в рамках гарантийного ремонта и замены запчастей. Сам завод пока законсервирован и ищет покупателя, а российские власти планируют возобновить производство. При этом после продажи активов у Toyota уже не будет возможности обратного выкупа.
 
В конце 2022 года российское представительство компании наладило прямые поставки оригинальных запчастей для Toyota, а также разрешило дилерам возить запчасти при помощи параллельного импорта.
 
Nissan: бренд ушел, производство и сервис перешли к НАМИ и АвтоВАЗ
Японский автобренд остановил всю свою деятельность в России и передает активы НАМИ. Завод в Санкт-Петербурге и департамент продаж в Москве перешли в собственность АвтоВАЗа, который планирует перезапустить производство в 2023 году.
 
Mercedes-Benz: бренд ушел, производство прекращено, сервис и запчасти пока недоступны
Немецкий автоконцерн также ушел из страны, свернув собственное производство в Подмосковье. Завод перешел к одному из дилеров Mercedes в России — компании «Автодом». При этом автобренд обещал, что продолжит обслуживать своих клиентов, а новые владельцы намерены запустить совместное производство с одним из технологических партнеров.
 
Авторизованный сервис для владельцев автомобилей марки в России больше недоступен. Это касается также онлайн-обслуживания и диагностики. Например, при утере ключа больше нельзя заказать дубликат, так как их выпускают только в Германии, с согласия производителя. Также начались проблемы с поставками запчастей. С помощью параллельного импорта пока что удалось наладить только поставки новых автомобилей в ограниченном объеме.
 
Ford: бренд ушел, производство и сервис прекращены
Автобренд продал российские активы своему партнеру — компании «Соллерс Авто» с правом выкупа в течение пяти лет. Завод Ford в Набережных Челнах, который простаивает с 2019 года, планирует выкупить дочерний стартап КамАЗа под названием «Кама», чтобы выпускать электрокары. Поставки оригинальных запчастей наладить пока не удалось.
 
Mazda: производство прекращено, обслуживание продолжается
Еще один крупнейший партнер и заказчик «Соллерс» в России также избавляется от местных активов производства, но сможет выкупить их обратно в течение трех лет. При этом сервисное и торговое подразделения продолжат работу: это значит, что компания будет поставлять запчасти, а также осуществлять гарантийное обслуживание.
 
Поставки новых автомобилей пока что под вопросом. Однако в декабре 2022 года в России появился новый кроссовер Mazda CX-60 по цене от 5,6 млн рублей, а в январе 2023-го дилеры презентуют Atenza.
 
Kia и Hyundai: производство остановлено, обслуживание продолжается
Корейские бренды приостановили производство автомобилей в Санкт-Петербурге и сборку в Калининграде, но об окончательном закрытии пока не объявляли. Дилерские центры пока еще продают новые авто в наличии, но заказы не принимают.
 
В январе 2023 года стало известно, что завод в Санкт-Петербурге начал выпускать детали для Hyundai Solaris, которые будут поставлять в Казахстан для сборки. Запчасти для российского рынка планировали выпускать на бывшем заводе Ford в Ленобласти, однако в конце 2022-го эти планы отложили на неопределенный срок.
 
Volkswagen, Audi, Porsche и Skoda: производство закрыто, обслуживание приостановлено
С немецким концерном дела обстоят примерно так же: заводы в Калуге не работают, а совместное подразделение с ГАЗом в Нижнем Новгороде закрыто.
 
Судьба запчастей и сервисного обслуживания пока неизвестна. Однако в начале 2023 года новые модели Volkswagen китайской сборки начали поступать в Россию под брендом Jetta, а также Audi Q5.
 
Mitsubishi, Peugeot, Citroen и Opel: производство остановлено, обслуживание и запчасти под вопросом
Все эти автомобили выпускала компания Stellantis на заводе в Калужской области. Сейчас производство остановлено, и о дальнейших планах ничего не известно.
 
В начале 2023 года из Китая в Россию начали ввозить Mitsubishi Airtrek, а также Peugeot 2008 и Opel Grandland Х при помощи параллельного импорта.
 
BMW: производство остановлено, гарантийное обслуживание и запчасти доступны
Компания остановила импорт и собственное производство автомобилей на заводе «Автотор» в Калининграде. По состоянию на конец 2022 года компании удалось наладить поставки некоторых оригинальных запчастей, а также сохранить гарантийное обслуживание для всех владельцев автомобилей в России.
 
Ferrari: поставки автомобилей и запчастей прекращены
Итальянские суперкары больше не поставляют в Россию, как и запчасти для них напрямую от производителя.
 
Chevrolet и Cadillac: поставки автомобилей и запчастей прекращены
General Motors также прекратил поставки новых автомобилей и комплектующих российским дилерам и закрыл свое представительство в России. Как и в случае с Ferrari, запчасти для автомобилей планируют ввозить при помощи параллельного импорта. Однако в этом году стало известно о поставках китайского Chevrolet Tracker, а Chevrolet Captiva будут ввозить параллельным импортом. Также концерн объявил о том, что новые Cadillac XT5 уже сертифицированы для российского рынка. Значит ли это, что модели будут поставлять в Россию, пока неизвестно.
 
Infiniti: бренд ушел, гарантийное обслуживание осталось
Российский офис марки прекратил свою работу, но сервисное подразделение продолжит осуществлять гарантийный ремонт для уже проданных машин.
 
Jaguar и Land Rover: бренды ушли, обслуживание приостановлено
Британский автопроизводитель покинул Россию одним из первых, сократив бо́льшую часть сотрудников местного офиса. Однако о полном закрытии представительства пока не объявлялось.
 
Lamborghini: поставки новых автомобилей прекращены
Еще один производитель премиальных авто также прекратил выпускать и поставлять новые модели для России.
 
Как изменились цены на авто
В 2023 году, по разным оценкам, цены на новые авто вырастут от 10 до 20%. При этом ряд брендов уже заявил о повышении цен на 7% в январе.
 
Рост цен затронул и бюджетные марки. К примеру, Lada Granta в базовой комплектации к началу года стоила 678 300 рублей — вместо 598 900 рублей в 2022 году, УАЗ «Патриот» с механической коробкой подорожал с 1,084 до 1,5 млн рублей, Kia Rio — с 957 000 до 1,434 млн рублей, а Hyundai Solaris — с 1 до 1,4 млн рублей.
 
Как обстоят дела с запчастями и обслуживанием
К началу 2023 года в России самыми дефицитными остаются запчасти для японских и европейских автомобилей: BMW, Land Rover, Mercedes-Benz, Jaguar, Volvo, GM, Lexus, Porsche. Сложнее всего найти детали для машин до трех лет. Для некоторых марок запчасти изготавливают на китайских и корейских заводах, что-то возят при помощи параллельного импорта, но пока в небольшом объеме. С корейскими и китайскими машинами дела обстоят гораздо лучше.
 
Нехватка оригинальных запчастей привела к тому, что в 2022 году страховщики все чаще компенсировали убытки деньгами, а не ремонтом авто после аварии. Гарантийным обслуживанием новых машин теперь занимаются дилеры, которые импортируют их в Россию. На автомобиле, которые были ввезены еще до санкций, действует гарантия производителя. Ее предоставляет сама компания, если ее сервисное подразделение осталось в России. Если бренд ушел из страны, обслуживание берет на себя компания, которой достались его активы.
 
Еще с одной проблемой автовладельцы зарубежных марок столкнулись в середине января 2023 года — перестали работать онлайн-приложения некоторых автобрендов: Skoda, Nissan, Infiniti, Porsche, Land Rover и Jaguar. С их помощью, в частности, можно связаться с официальным дилером, получить консультацию по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также отследить автомобиль, открыть двери и запустить двигатель удаленно.
 
Есть ли альтернативы?
Уход западных брендов привел к тому, что доля российских и китайских авто на рынке выросла — до 42 и 33,4%, тогда как до начала 2022 года она составляла 9-10 и 15-20% соответственно. Сейчас в стране работает только 14 производителей, из которых три отечественных и 11 китайских.
 
Российский автопром
Среди отечественных брендов самые продаваемые — Lada и Niva. В 2022 году появилось три новых бренда: «Москвич», Evolute и Sollers. Все три собирают на заводах ушедших зарубежных автопроизводителей с использованием китайских комплектующих.
 
Чтобы восполнить дефицит, АвтоВАЗ планирует нарастить объемы производства в два раза, а «Москвич» — выпустить 40 000 машин в следующем году. Для сравнения, все три завода Ford в России выпускали в год примерно столько же, а Renault — в четыре раза больше.
 
Новые азиатские бренды
Среди китайских автомобилей самыми востребованными стали Chery, Haval и Geely. Они поставлялись в Россию и раньше, но теперь, в отсутствие конкуренции, заметно подорожали за год: например, Chery Tiggo — с 1,14 до 2 млн, а Haval Jolion — с 1,5 до 1,8 млн.
 
Китайцы также начали поставлять аналоги зарубежных моделей собственной сборки. Так, вместо Peugeot 408, возможно, появится собранный на его основе в Китае электрокар Fukang. Некоторые модели собирают в России на бывших заводах западных брендов. Кроме того, импорт азиатских автомобилей с правым рулем вырос на 43% по сравнению с 2021 годом.
 
Параллельный импорт
Иномарки также поступают в Россию при помощи параллельного импорта. Среди них — BMW, Mazda, Mercedes, Land Rover, Toyota, Lexus, Suzuki, Porsche, Mitsubishi и Lamborghini. Такие схемы, с одной стороны, помогут избежать дефицита новых авто и запчастей к ним. С другой, несут определенные риски: машины могут быть не приспособлены для российских условий, а обслуживать их придется с использованием неоригинальных запчастей. Объем параллельного импорта тоже пока очень скромный: в среднем таким образом ввозят до 3000 автомобилей в месяц, тогда как в 2021 году каждый месяц в Россию импортировали почти 40 000 иномарок.
 
Что прогнозируют эксперты
По итогам 2022 года продажи легковых авто в России упали на 61%. В первую очередь из-за сокращения ассортимента, а также из-за повышения цен и падения доходов населения.
 
Несмотря на большой объем китайских новых автомобилей, согласно опросам, россияне скорее готовы сделать выбор в сторону подержанных иномарок. Об этом же говорит и заметный рост — на 36% — объявлений о продаже иномарок с пробегом, причем средние цены на них тоже выросли. Китайские марки не устраивают своим качеством: эксперты отмечают, что они хуже приспособлены к российским условиям, проигрывают в динамике и качестве медиасистем. А главное, их будет гораздо сложнее продать, чем подержанные иномарки.
 
Главную опасность для автовладельцев эксперты рынка видят в запрете на импорт оригинальных запчастей. В этом случае при обслуживании придется полностью перейти на китайские аналоги, которые практически не применимы для премиальных авто. При самом плохом сценарии рынок сократится до 1 млн автомобилей в год, а цена может вырасти от 20 до 100%.

 
07.03.2023
К другим статьям

Каталог

Сравнение 0

    Ваш список сравнения пуст.
    Вы можете добавлять товары из каталога и сравнивать их между собой.
    Ваш список сравнения пуст.
    Вы можете добавлять товары из каталога и сравнивать их между собой.
    Очистить Сравнение

Избранное 0

Ваш список избранного пуст.
Вы можете добавлять товары из каталога после авторизации.